Международный Союз Дворян
Дворянские Ведомости
2008 № 1

Элита, интеллектуалы и власть

В июне 2008 г. в Москве прошел форум "Стратегия-2020". На заседании секции "Новая элита России" рассматривался вопрос: возможно ли появление элиты в нашем обществе, есть ли уже такие люди?

В переводе с французского "элита" означает "отборное", "избранное". В любом обществе есть люди, которые в силу особых качеств имеют статус элиты вследствие своего таланта, денег, мудрости или храбрости. Они пользуются неким естественным авторитетом, а их мнения - всеобщим доверием и уважением. В императорской России в ходе отбора, имеющего место при образовании семей, а также в силу действия генетических законов наследственности и гражданских законов о наследовании, этот авторитет оказался распределенным среди небольшого числа фамилий.

Исследования, касающиеся интеллектуальных возможностей представителей элиты, в России непопулярны. Что значит для страны энергичный, но интеллектуально слабый руководитель? Чтобы повысить эффективность своих решений, представители политической и экономической элиты должны быть способны понять, что существует несколько альтернатив и что надо выбрать наилучшую. В частности, в перестройку следовало использовать силу рынков для того, чтобы обеспечить процветание не немногим гражданам, но всему обществу. Эта цель реформаторами не ставилась. В стране на смену номенклатуре пришла новая элита. Ее поспешили назвать демократической, но она неоднородна по социально-политическому происхождению, компетентности, идеологической ориентации; не очень высок ее интеллектуальный и, главное, духовный уровни. Элита российского общества связана в значительной степени с интересами криминальных и полукриминальных структур. Это псевдоэлита.

По мнению лауреата Нобелевской премии экономиста Дж. Стиглица, возврат социалистических стран к принципам рыночной экономики - "одно из самых крупномасштабных и относительно внезапных изменений правил игры в истории. С такой же поспешностью, с какой Россия провозгласила отказ от коммунизма, западные советники выступили со своими "безошибочными" рецептами быстрого перехода к рыночной экономике". Дж. Стиглиц, едва ли не единственный (если не считать В.В. Леонтьева с его моделью "затраты-выпуск") интеллектуал в американской администрации, который был против навязываемого России проекта "шоковой терапии" и дальнейшей многолетней кабалы МВФ.

Однако особую роль в катастрофических "преобразованиях" сыграла часть советской интеллигенции, активно включившаяся в процесс "построения капитализма". Разговор о месте и роли интеллектуала в обществе - тема неновая: интеллектуал откликается на события по собственной инициативе, без партийного поручения; он находит важные темы, выдвигает тезисы и приводит аргументы, чтобы повысить уровень дискуссий в обществе, из которых выводится определенный политический выбор. Примером внимания к актуальной проблематике может служить работа Третьего Оптинского форума (май 2008 г.) "Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции"; примером должна служить работа нашей конференции и ее итоговый документ.

Можно утверждать, что сегодня - период "изымания из обращения" традиционных духовных и культурных ценностей и замены их ценностями массовой культуры. "Я полагаю, - говорит Митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, - что самой главной проблемой сегодня и для католиков, и для православных, и вообще для христиан, которые остаются верными своей религиозной традиции, является тема вытеснения традиционных и религиозных ценностей из жизни современного общества". Проблемы реституции в России "спрятаны" именно здесь: основное слово по отношению к частной собственности - захват (и в 1917 г., и в перестройку). Опасность в том, что подобная примитивизация стала стилем нашего времени: уважительное отношение к частной собственности исчезло. Представить покаяние в таком государстве достаточно сложно...

Могут ли повлиять интеллектуалы на сложившуюся ситуацию? В эпохи общественных переворотов должны существовать "достаточно большие группы единомышленников, которые знают языки, знают разную культуру, и использование чужой терминологии не вызывает у них напряжения. Наша культура, которую можно определить как наследницу византийской, достаточно близка западной, чтобы адаптировать западные мысли. Но для этого надо иметь свою собственную мысль".

Русская интеллигенция для интерпретации мира с определенного момента вместо собственной мысли использовала либерализм, затем марксизм и теперь - вновь либерализм. Перестройка не стала глубинным переворотом всех сфер нашего общества. Ее начало - работа нового разума, так называемого "нового мышления", стремящегося, однако, следовать традиционным западным моделям. Новое здесь должно было сказаться в свободе от традиционной логики, и "шоковая терапия" была бы благополучно "снята". Парадокс в том, что взгляды наших "прорабов" на экономику были настолько своеобразными, что они не сумели решить даже узкую задачу увеличения темпов экономического роста. Вместо этого они добились чистейшего экономического спада. Никакое переписывание истории этого не изменит. Какова элита - таковы и решения. Сегодня руководство страны видит проблему в повсеместной коррупции, но истинная проблема - в повсеместной посредственности. Более того: если представить, что коррупция остановлена, остановится и экономика РФ.

После превращения "ускорения" в "перестройку" выяснилось, что "духовными гуру" "перестройки" стали научно-технические работники. Если оценивать их до начала, а затем после революционного пика, то мы увидим, что "перестройка" была революцией "маленьких человечков", какими были и адвокаты, делавшие Французскую революцию. Но последние смогли стать фигурами хотя бы в процессе революции. У нас же научные работники и завлабы стали миллионерами...

Понятие "реформы" в России оказалось спорным. Для их реализации нужна была сильная оппозиция; однако власть смогла сделать все, чтобы представить формирование нового класса хозяев как освободительный акт; именно она обеспечила благоприятные условия для приватизации и одела номенклатурно-криминальную революцию в "белые одежды" либерализма.

Стремление интеллектуалов играть политические роли, выступать в партийных списках и по команде "выбегать" из них; приобщение интеллектуалов к буржуазному образу жизни; утрата связи с античностью и снижение уровня умственной работы - соответствуют глубинным процессам нашего времени (примитивизация). Политический практицизм интеллектуалов отвечает сути нашей эпохи. Настоящая трагедия - не в предательстве интеллектуалов, а в возможном исчезновении интеллектуалов... В нынешнем обществе не осталось, а может быть и не могло остаться класса людей, единственная обязанность которых состояла в том, чтобы сохранять нематериальные ценности. Э. Ренан, выдающийся французский историк предупреждал: обществу, где все без исключения будут обременены своими земными заботами, грозят упадок и импульсивные решения проблем...

В культуре наших "новаторов" не существовало напряженного поля новых экономических, политических и философских проблем, новый образ мысли не вызывал новые образы мира... Начиная такую работу ("новая элита"), следует обратить внимание на эмигрантов; отказаться от радикальных проектов: не стремиться "ускользнуть" от системы текущих событий ради универсальных программ иного общества, иного способа мыслить, иной культуры, что не раз приводило к опасным социальным конфликтам. Нам остается делать все возможное для появления такой элиты, которая сможет создать идейные структуры, ядро образа нового общества. Создание элиты невозможно без восстановления уважительного отношения к частной собственности, следовательно, нужен закон о реституции в РФ.

Г.П. Голик (СПб.)

В номере:

 Международная дворянская конференция
 Элита, интеллектуалы и власть
 Выступления на круглом столе по реституции
 Чекисты с большой дороги
 600 Лет Служения России
 "В гостях у князя Голицына"
 Леонид Михайлович Савелов и дворянское движение в России
 Куракинские чтения в Москве
 ВЫСТАВКИ
 Собрание сочинений Сергея Николаевича Толстого
 Новые книги князей Голицыных
 Вручение свидетельств Международного союза дворян
 Наши поздравления
 Памяти ушедших в мир иной в 2008г.
 Книги со "Старой Басманной"


Подшивка:

2009 №3/4
2009 №2
2008 №1


 Редакция
 Подписка